Рок-группа "ПИКНИК" возникла
в сентябре 1978 в Ленинградском политехническом институте на
обломках локально популярного "ОРИОНА" в составе: Сергей
Омельниченко (гитара, вокал), Евгений "Жак" Волощук (бас), Алексей
Добычин (вокал), Николай Михайлов (флейта) и Александр Мацков
(барабаны), последнего два месяца спустя сменил Александр
Кондрашкин.
Некоторое время группа успешно сотрудничала с
самодеятельным театром Ленинградского политехнического института,
где участвовала в постановке музыкального спектакля "Слово о полку
Игореве".
В марте 1979 "ПИКНИК", состав которого усилил
однокашник Михайлова Юрий Данилов (флейта, кларнет), дебютировал на
ежегодном фестивале "Весна в Ленинградском политехническом
институте", где сразу был замечен. Вскоре расстался с театральными
подмостками и на протяжении следующих двух лет был одним из наиболее
активных участников подпольной рок-сцены Ленинграда, а также побывал
в Новгороде и Москве. Репертуар "ПИКНИКА" в эти годы опирался,
главным образом, на песни Добычина и Омельниченко - энергичные
рок-н-роллы или бит с симпатичными мелодиями и
простодушно-рефлексивными текстами в духе популярной "МАШИНЫ
ВРЕМЕНИ" (несколько номеров этого периода сохранилось в записи на
дебютном альбоме "ПИКНИКА" "Дым"). В рядах группы побывали разные
музыканты, среди которых следует отметить Павла Кондратенко
(впоследствии "ДЕМОКРИТОВ КОЛОДЕЦ" и "АЛИСА") и Петра
Трощенкова.
В начале 1981 "ПИКНИК" принял деятельное участие в
создании Ленинградского рок-клуба, а той же осенью оригинальный
состав группы распался: Данилов ушел в "ТАМБУРИН", Омельниченко в
"ОРНАМЕНТ", Трощенков начал играть с "АКВАРИУМОМ", Михайлов стал
членом совета рок-клуба, а в 1982 был избран его президентом.
Волощук и Добычин собрали новую версию группы, в которую вошли
участники еще одной рок-клубовской группы "ЛАБИРИНТ" Эдмунд
Шклярский (гитара, фортепиано, вокал) и Александр Савельев
(гитара).
Эдмунд Шклярский вырос в семье с крепкими музыкальными
традициями, учился играть на скрипке, однако знакомство с
рок-н-роллом поставило крест на его академической карьере. Осенью
1972 он несколько недель репетировал с Борисом Гребенщиковым, в ту
пору второкурсником факультета прикладной математики Ленинградского
университета (легендарный "АКВАРИУМ" тогда существовал скорее в его
воображении, нежели на самом деле), но, в конце концов, предпочел
идти своим путем.
Годом позже он поступил в Ленинградский
политехнический институт, а осенью 1973 организовал там свою первую
группу "УДИВЛЕНИЕ". Следующей весной группа приняла участие в
третьем фестивале групп политехнического института, получив
специальный приз жюри за песню Э. Шклярского "Дилижанс" - вопреки
господствовавшей в рок-движении моде на англоязычные стандарты, он с
самого начала хотел петь по-русски и только свои песни.
В
середине 70-х годов Шклярский недолго играл в "ОРИОНЕ", потом
репетировал с будущим основателем "СТРАННЫХ ИГР" Виктором Сологубом
и, наконец, стал участником группы "ЛАБИРИНТ", с которой был принят
в рок-клуб, а после ее распада попал в "ПИКНИК".
Регулярно меняя
барабанщиков и совершенствуя аппаратуру (на которой прошла едва ли
не большая часть концертов рок-клуба в первой половине 80-х годов, в
том числе его 1-й фестиваль), "ПИКНИК" постепенно пробился в число
самых популярных групп клуба. В 1982 на студии Андрея Тропилло они
записали альбом "Дым", который открыл Шклярского как сильного
мелодиста и одаренного поэта. Весной 1983 "ПИКНИК" расстался с
Добычиным (он вернулся к академической карьере и незаконченной
диссертации) и занял третье место на фестивале рок-клуба, а еще
через год раскололся надвое: Шклярский и Савельев ушли на
профессиональную сцену, оставив за собой название "ПИКНИК", а
Волощук и игравшие в группе на тот момент Сергей Шепель (гитара,
фортепиано) и Леонид Кирнос (барабаны), организовали недолговечное
"ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ".
В конце 1984 Шклярский и Савельев при
поддержке сессионных музыкантов Виктора Сергеева (клавишные),
Владимира Сизова (бас) и Александра Федорова (барабаны) записали
свой второй альбом "Танец Волка" - возможно, лучшую в истории
"ПИКНИКА" работу, полную мрачных образов и драматических сюжетов,
навеянных готическими рассказами Эдгара По и Натаниэля Готорна, а в
музыкальном отношении близкую к эстетике барокко-рока.
Благодаря
расходившимся по стране записям популярность "ПИКНИКА" росла, хотя
группа в этот период практически не существовала. Лишь в 1986 был
сформирован ее новый состав: Шклярский, Савельев, бывший участник
группы "ЗЕРКАЛО" Сергей Воронин (клавишные), Юрий Ключанцев
(клавишные, саксофон), Виктор Евсеев (бас, вокал) и Вадим Пономарев
(ритм-бокс). Последнего через год сменил Леонид Кирнос, некогда
игравший в самодеятельном "ПИКНИКЕ" и группе "ПРОДОЛЖЕНИЕ
СЛЕДУЕТ".
В сентябре 1988 "ПИКНИК" впервые за несколько лет
выступил с сольной программой перед многотысячной аудиторией и был с
восторгом встречен слушателями. Фирма "Мелодия" одну за другой
выпустила две их пластинки: альбомы "Иероглиф" и "Родом
ниоткуда".
В январе 1989 группа чуть было не развалилась:
вызванный популярностью приступ персональных амбиций повлек за собой
уход Евсеева и Ключанцева, которые собрали группу "ЗАМОК ЗО" с
покинувшими при аналогичных обстоятельствах "АЛИСУ" Андреем
Шаталиным и Павлом Кондратенко. Бас-гитару снова взял в руки ветеран
Владимир Сизов. В этом составе в сентябре 1989 группа выступила на
организованном Александром Житинским и Андреем Тропилло под эгидой
журнала "Аврора" одноименном рок-фестивале, где прозвучали фрагменты
их новой программы. К марту 1990 "ЗАМОК ЗО", записав единственный
альбом и совершив несколько гастрольных поездок, развалился, а
"ПИКНИК" восстановил состав образца 1988.
После длительного
перерыва "ПИКНИК" вернулся в студию и записал мощный и убедительный
в музыкальном отношении альбом "Харакири" (1992). Савельев к этому
времени покинул сцену, став директором группы. Позднее он передал
этот пост бывшему барабанщику "ПИКНИКА", Алику Бахтиярову. Чтобы
заполнить некоторый вакуум в сценических аранжировках, в "ПИКНИК"
был приглашен гитарист Андрей Мерчанский (опять-таки, из
"ПРОДОЛЖЕНИЯ СЛЕДУЕТ" и осовремененной версии рекшановского
"САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"). Он оставался в группе до весны 1994, после чего
покинул музыку, а позже эмигрировал. Единственной вышедшей в этот
период работой группы стал "Коллекционный альбом", в котором были
представлены лучшие номера из репертуара группы за
1982-90.
Казалось, "ПИКНИК" был обречен на судьбу многих групп,
пик популярности которых пришелся на времена андерграунда и
последовавшей за ним эйфории конца 80-х годов, однако группа удивила
всех, найдя силы изменить устойчивый стереотип восприятия своей
музыки лишь как повода для ностальгии. Изданный после длительной
паузы в 1995 альбом "Немного Огня" уверенно подтвердил, что
мелодический дар Шклярского с годами не скудеет, а его умение
вписывать свои мелодии в современный музыкальный контекст, не меняя
в них ни единой ноты и не изменяя избранному стилю, достойно
восхищения.
В 1996 на свет появился новый - восьмой (или девятый,
если приплюсовать коллективный сборник "Вампирские Песни", в котором
музыка "ПИКНИКА" занимает центральное место) диск "Жень-шень",
началось переиздание его музыкальных архивов (интересно, что альбомы
"ПИКНИКА" оформлены иллюстрациями Шклярского, что лишний раз
демонстрирует многогранность его дарования).
Не обошлось и без
потерь. Осенью 1994 в автокатастрофе погиб барабанщик, а затем
директор группы, Алик Бахтияров. Летом 1996 группу во второй раз
оставили Евсеев и Ключанцев. Их место на этот раз занял Александр
Рокин.
В мае 1998-го года в состав группы вливается Святослав Образцов, бас-гитарист.
"ПИКНИК" продолжает выступать и записываться. С
музыкальной точки зрения произведения "ПИКНИКА" второй половины 80-х
очень интересны и не имеют аналогов в отечественном
роке.