Группа "Алиса" была основана в 1984 году в Ленинграде
Святославом Задерием. Помимо него, как басиста, в группу входили
Андрей Шаталин (гитара), Павел Кондратенко (клавиши), Михаил
Нефедов (барабаны), Борис Борисов (вокал, саксофон). Константин Кинчев, будущий
солист, композитор, поэт и идеолог группы существовал тогда совершенно отдельно
от "Алисы" и в том же 1984 году с группой "Стиль" записал свой первый альбом
"Нервная ночь". Пути Кинчева и "Алисы" пересекаются в 1984 году. Обладая, помимо
таланта поэта и музыканта, мощной, окрашенной в мистические тона харизмой,
Кинчев сразу же занимает место бесспорного лидера в
группе.
Первое серьезное совместное выступление перед
большой аудиторией состоялось в 1985 г. на III фестивале ленинградского
рок-клуба. "Алиса" получила широкую известность и сразу же стала культовой. О
ней слышала вся страна, информация о ней передавалась из уст в уста, хотя ее не
было в официальных чартах и хит-парадах; она собирала огромные залы при полном
отсутствии ее на экранах ТВ и радио.
К тому же власти не жаловали, собственно
как и всю рок-музыку в целом. Пластинок не была до 1988 года, по стране ходили
переписанные на домашних магнитофонах по десятому разу кассеты с концертными
записями. Вокруг "Алисы" образовывается широкий круг поклонников, создавших
позже (в 1991 году) фан-клуб "Армия Алиса", похожий скорее на орден посвященных,
принявших и понявших мифологию группы, чем на обычных почитателей.
В
1985 году записывается и выходит на кассетах первый альбом "Алисы" "Энергия",
близкий по стилистике к "новой волне" и пост-панку, Песни с этого альбома "Мы
вместе" и "Мое поколение" сразу же стали гимнами огромного количества советских
молодых людей. Наряду с еще одной песней - "Красное на Черном" (это уже
позднее)- эти три вещи до сих пор остаются визитной карточкой "Алисы", а красный
и черный цвета - фирменными цветами группы.
Революционным
событием не только культурной, но и общественной жизни СССР стала выпущенная в
Америке пластинка "Red Wave" (продюсер Джоанна Стингрей) с записями советских
рок-групп, куда, естественно, вошла и "Алиса". В этом же году меняется и состав
группы. Два лидера с трудом уживались в одной команде, и основателю "Алисы"
Святославу Задерию пришлось уйти. Вместе с ним покинул группу и Борисов. Им на
смену пришел сначала в качестве гитариста, а потом бас-гитариста Петр Самойлов.
1987 год был очень плодотворным для группы. Выходит миньон с
4 песнями с "Энергии", пластинка-сборник "Ленинградский рок-клуб", записывается
и издается на кассетах второй альбом "Алисы" "БлокАда", ставший основой новой
концертной программы. По экранам страны идет фильм "Взломщик" (производство
киностудии "Ленфильм", режиссер - В.Огородников, автор сценария - В.Приемыхов) с
Кинчевым в главной роли. "Взломщик" был сверх злободневной картиной и не оставил
равнодушным ни одного зрителя. Хотя о художественных достоинствах этого фильма
можно спорить, он, тем не менее, получил приз имени Динары Асановой на фестивале
"Молодое кино Ленинграда", был отмечен на Международном Венецианском
кинофестивале, а сам Кинчев награжден на Международном кинофестивале в Софии
призом за лучшую мужскую роль.
Состав группы расширился в этот момент
за счет саксофониста Александра Журавлева.
Но власти, пресса и органы
правопорядка, мягко говоря, не жалуют "Алису", в Ленинграде они долго и упорно
травят группу и особенно ее лидера, запрещают концерты.
17 ноября 1987 года перед концертом группы в
ленинградском Дворце спорта "Юбилейный" произошел инцидент, который вылился в
долгий судебный процесс, традиционно называемый "Делом Кинчева". Милицейский
кордон не пропускал Константина и его первую жену, Анну Голубеву, и когда,
наконец, Костя, взвинченный, вышел на сцену, одну из песен ("Эй, ты, там, на том
берегу") он посвятил: "иностранным гостям, присутствующим в этом зале ментам и
прочим гадам". Через несколько дней в ленинградской газете "Смена" появилась
публикация 24-летнего Виктора Кокосова, названная ""Алиса" с косой челкой" :
"Хайль, Гитлер, на том берегу", - прокричал в микрофон солист группы К..Кинчев.
Часть, зала застыли в недоумении уж не ослышались ли? Другая часть, перед
эстрадой, казалось, ничего не заметила и продолжала раскачиваться из стороны в
сторону в такт музыке".
Надо ли говорить, как воспринял Константин
обвинение в фашизме. "Алиса" подала на "Смену" в суд за клевету. Разбирательство
должно было состояться в начале 1988 года в зале Куйбышевского райнарсуда (г.
Ленинград), но власти, естественно, воспротивились суду над газетой. В то время
это было невозможным. В начале марта Кинчева арестовали на квартире у директора
"Алисы" Алика Тимошенко за, якобы, учиненный там пьяный дебош, а через три дня -
без всякого повода, в подъезде. Дело отложили до 23 марта, взяв с "Алисы"
подписку о невыезде. На следующий день группа уехала с концертами в г. Псков. По
возвращении Костю посадили на 7 суток, сославшись на "убитого в Пскове
милиционера", но потом вынуждены были отпустить - за отсутствием состава
преступления.
Незадолго до последнего заседания суда (3 октября 1988 г.)
газета опубликовала официальное извинение перед музыкантами группы - буквально в
несколько строк, после чего "Алиса" решила прекратить дело.
Летом 1988
года на государственной фирме звукозаписи "Мелодия" тиражом 1 миллион виниловых
пластинок выходит, наконец, "Энергия". Теперь уже можно было говорить о том, что
российский рок-н-ролл совершил свой прорыв в широкие
массы.
Нетрудно сказать, то ли "утяжеление" стиля, то ли
неспокойная участь музыканта скандальной "Алисы" заставили по завершении дела
уйти из группы Андрея Шаталина и Павла Кондратенко. Кондратенко создал
собственную группу "Замок 30" и записал несколько альбомов, пока в 1990 году не
продал свои клавиши и окончательно канул в творческое небытие. В 1988 году
"Алису" оставил еще один музыкант Саша "Пончик" Журавлев, и весь следующий год с
группой выступал саксофонист ДДТ "дядя Миша" Чернов.
В начале года в
АЛИСЕ появился новый гитарист Игорь "Чума" Чумычкин, игравший в московской
группе "99%" и участвовавший в записи альбома Юры Наумова "Перекати - поле". По
рекомендации Юры Чума и оказался в "Алисе" вместе с клавишником из "99%" Андреем
Королевым.
"Алиса", вместе с другими лучшими рок-группами страны,
принимает участие в концерте памяти погибшего русского рок-поэта и барда
Александра Башлачева.
Альбом "Шестой лесничий" увидел свет в 1989
г. в виниловом исполнении. Тогда же вышел и "БлокАда" на виниле (Всесоюзная
фирма грамзаписи "Мелодия"). С этого года группа начинает много и серьезно
гастролировать по огромным российским просторам: Сахалин, Камчатка, Дальний
Восток, Сибирь, русский Север. Это "алисовские" излюбленные территории, по
которым концертные туры, с завидным постоянством пролегают и по сей день. Тогда
же состоялись и зарубежные гастроли во Францию и Венгрию. В группу возвращается
гитарист Андрей Шаталин.
Со следующим альбомом "Статья 206, часть2" ( в
названии - отзвук судебных разбирательств 1987 г., ибо это номер статьи
Уголовного Кодекса РСФСР, называвшейся "Хулиганство") произошла почти
детективная история. Студийный мастер (альбом записан в 1989 г.) был либо
потерян, либо украден, т.е. исчез в неизвестном направлении. Однажды на
гастролях "Алиса" наткнулась на оригинал альбома в небольшом российском городке
Жиганске, откуда он был немедленно извлечен. Однако свет он увидел лишь в 1994
году ("APEX Ltd."). "Статья 206, часть 2" напоминает "Энергию" своими
по-хулигански задиристыми, стопроцентно рок-н-ролльными вещами.
С
акустическими концертами Кинчев и Самойлов посетили заокеанские Соединенные
Штаты в 1990 г., а в Грецию "Алиса" поехала уже в полном составе с электрической
программой.
Следующий альбом "Шабаш" решили сделать концертным.
Его сводили на студии ВПТО Видеофильм, и от концертного варианта, записанного в
Лужниках 28.10.90 года, остались, дай Бог, ритм-секция и восторженные возгласы
зрителей возле сцены, но атмосфера концерта от этого не пропала, и "Шабаш" -
самый "живой" альбом за всю историю группы. Зимой "Алиса" принимает участие в
московско-ленинградских концертах памяти погибшего лидера культовой рок- группы
"Кино" Виктора Цоя.
В каком-нибудь 1987 году смешно было бы
предположить, что официальные власти наконец-то поймут, что "Алиса" - крупнейшее
явление современной русской культуры. А в 1991 году Общенациональная российская
музыкальная премия "Овация" в номинации "Лучший рок-певец 1990 года" достается
именно Константину Кинчеву.
В августе 1991 г. во время путча ГКЧП
Кинчев участвует в обороне Белого Дома в Москве, за что позже (в 1993 г.) из рук
президента России Б.Н. Ельцина получит награду - медаль "Защитник свободной
России". Осенью начинают выходить газета "Шабаш - печатный орган "Алисы" и
фан-клуба "Армия Алисы". К сожалению, по финансовым причинам удалось выпустить
лишь несколько ее номеров.
Три дня в январе 1992 года в московском
Кремле, во Дворце съездов, раньше принимавшем лишь партийные и прочие официозные
собрания, происходит нечто небывалое - акция "Рок в Кремле". "Алиса", вместе с
другими не менее заслуженными российскими рок-коллективами, по выражению самого
Кинчева, "очищала древнюю русскую святыню и небо над ней от всякой скверны".
Летом на московской радиостанции SNC начала выходить еженедельная программа
"Армия "Алиса". Тогда же состоялись первые гастроли группы в Израиль.
В этом
же году появляется сборник стихов "Константин Кинчев. Тексты" (тираж 50000 экз.)
с черно-белыми фотографиями, выпущенный российско- американской радиостанцией
"Максимум".
Сразу полюбившийся не только апологетам "Алисы"
альбом "Для тех, кто свалился с Луны" ("Moroz-records") появляется в феврале
1993 года, тогда же проходят и его концерты-презентации в Москве и Петербурге.
Фильм-концерт с таким же названием тиражом 20 000 копий ("Moroz-records")
разошелся за очень короткий срок. Зимой в издательстве "Новый Геликон" выходит
книга Нины Барановской "Константин Кинчев. Жизнь и творчество. Стихи. Документы.
Публикации", иллюстрированная черно-белыми и цветными фотографиями. Книга
достаточно полно отразила творческий путь лидера легендарной российской
рок-группы.
12 апреля 1993 года гитарист группы Игорь Чумычкин
покончил с собой выбросившись из окна квартиры в Москве, потом покидает группу
клавишник Андрей Королев. Группа не хотела искать замену Чумычкину и
превратилась в квартет. "Алиса" тяжело переживает эту утрату, долго не дает
концертов и возвращается к активной концертной деятельности лишь в конце 1994
года. Выходит альбом "Черная метка" ("Moroz-records"), посвященный памяти Игоря
Чумычкина. "Метка" получилась тяжелой во всех отношениях, поскольку смерть
близкого человека предопределила мрачное настроение альбома в целом и стилистику
всех его композиций, выдержанных в стиле hard-n-heavy. К "Метке" снимается
первый настоящий клип "Алисы" "Паскуда". Осенью и зимой проходит двухместный тур
по Сибири и Дальнему Востоку, посвященный "Черной метке" и 10-летию
существования группы.
Той же осенью Кинчев официально
возвращает медаль "Защитник свободной России", выражая таким образом свой
протест властям в связи с убийством молодого известного журналиста Д. Холодова и
началом военных действий в Чечне.
Летом 1995 года "Алиса" принимает участие в
благотворительном концерте "Музыканты - Храму Христа Спасителя в Москве";.
Выходят СD концертных записей "Акустика. ч.1" (г. Пермь, 1988 г.) и "Алиса" на
Шаболовке" (Москва, 1995г.).
В самом начале 1996 года "Алиса" уехала на
гастроли в Израиль, где дала 4 концерта в самых крупных израильских
городах.
Еще в конце 1995 г. группа закончила запись
очередного альбома под названием "Jazz". "Jazz" вышел в свет в марте 1996 года.
Тогда же состоялись и его презентации в Москве (ДК им. Горбунова "Горбушка") и
Санкт- Петербурге (ДС "Юбилейный"). В альбом вошли работы Кинчева еще
доалисовского периода. Неоспоримо, что этим акустическим, мягко-лиричным
альбомом группа значительно расширила аудиторию своего слушателя как по
возрастным, так и по социальным показателям. "Jazz" имел оглушительный успех и
получил широкий отклик в средствах массовой информации. К презентации альбома
"Jazz" режиссером Максимом Масальцевым был сделан клип на заглавную песню
"Дождь". Летом этим же режиссером был снят еще один клип к альбому - "Лунный
вальс". В 1996 году у группы вышли два сборника: в апреле в серии "Легенды
русского рока" вышел сборник хитов "Алисы" (Moroz-records). "Странные скачки"
("DDT records), для которого ведущие российские рок-группы записали песни на
стихи Владимира Высоцкого, появился в мае. На "Скачках" Кинчев исполнил песню "Я
дышал синевой..." ("Ямщик"), которая позднее (в 1997 г.) входит как бонус-трэк в
переиздание альбома "Для тех, кто свалился с луны".
Дважды в 1996 году -
весной и осенью - "Алиса" дала концерты в прежде официозном и потому недоступном
Государственном центральном концертном зале "Россия" в
Москве.
Летом группа приняла участие вместе с другими ведущими
рок-группами страны в предвыборном президентском туре "Звезды театра, кино,
эстрады и рок-музыки - за будущее свободной России".
Следующие
большие гастроли состоялись осенью (сентябрь-октябрь). "Алиса" проехала мощным
туром "Рок-н-ролл - это не работа", организованным корпорацией "Райс-мьюзик", по
18 городам европейской части России, Урала и Сибири.
Произошло
расширение состава группы - появился второй гитарист Александр Пономарев,
игравший ранее в магаданской группе "Восточный синдром" и в сольном проекте
Дмитрия Ревякина (группа "Калинов мост").
Отдохнув от летне-осенних
гастролей, "Алиса" приступила в ноябре 1996 года к записи следующего альбома -
"Дурень" - на студии звукозаписи Павла Слободкина (Москва). Запись, прерываемая
гастролями, закончилась в марте уже 1997 г.
В марте же вышел
компакт-диск с концертной записью "Акустика. ч.2" (Ленинград, 1985
г.).
В мае группа решила освоить неизведанную доселе виртуальную
территорию. И сделала это успешно - появилась официальная web-страничка в
Internet - www.alisa.ru. Виртуальный мир пришелся "Алисе", как и любому
мистическому созданию, по душе, и поэтому в 1997 году электронным издательством
"Коминфо" был выпущен двойной CD в серии "Рок-энциклопедия" "Алиса" - Быль да
Сказки".
>
Летом Константин Кинчев и Александр Пономарев
ездили с акустическими концертами в Израиль (города Тель-Авив, Иерусалим,
Хайфа). В ноябре полным составом с электрической программой "Алиса" дала концерт
в Нью-Йорке.
Альбом "Дурень" был выпущен на фирме "Экстрафон"
корпорации "Райс- ЛиС'С". 1 ноября 1997 года на Малой спортивной арене в
Лужниках (Москва) прошел концерт-презентация альбома. Для "Алисы" этот альбом
очень важен. По своей идее и состоянию он ближе всего к мощному и очень любимому
самой "Алисой" "Шабашу". Он мудр и поэтичен, в нем чувствуется стремление
философски осмыслить, что происходило и происходит вокруг и внутри нас за
последние время. Основные темы: дороги, радость от того, что Создатель сподобил
явиться на свет, длинные запутанные путешествия ума и души, ощущение собственной
греховности и попытки искренне признаться и исповедаться в этом. А "Дурень"
потому, что по русской традиции дурень, дурак - это не глупый и не тупой, а
чудак, неординарный и интересный человек. Согласно этой же традиции дураки
оказываются в конце концов самыми достойными людьми..
В том же 1997 году выходит концертный альбом
"Алисы" "Пляс Сибири на берегах Невы", записанный в ДС "Юбилейный" 20.12.97. . К
CD прилагается буклет, содержащий более 30 новых цветных фотографий "Алисы".
"Пляс Сибири..." содержит сюрприз - новый логопит группы. Так что, дорогие
алисоманы, привыкайте к новой символике!
В 1999 году "Алисе"
исполнилось 15 лет. Свой юбилей группа отпраздновала с размахом - состоялось два
грандиозных концерта в Санкт-Петербурге (первый - ретроспективный, состоявший из
лучших старых вещей "Алисы", второй - в основном из новых песен из еще не
выпущенного альбома "Солнцеворот"). 27 февраля в Москве в СКК "Олимпийский"
также состоялся юбилейный концерт "Алисы" "Пятнадцать лет - как один день", в
который вошли как культовые композиции прежних лет, так и новые песни. Примерно
такая же программа была представлена в рамках совместного тура с Агатой Кристи и
БекХаном "Пятнадцать лет черно-красных чудес".
Кроме юбилея группы произошло измнение состава: гитариста А. Пономарева сменил Евгений Левин.
В том жу году "Алиса" с рядом российских рок-групп ("Аукцыон", "Чиж & Со" и т.д.) планирует фестиваль "Легенды русского рока" в США. Однако незадолго до отправления в США "Алиса" отказывается принимать участие в фестевале. Константин Кинчев и группа "Алиса" полностью поддерживают позицию Православной церкви и российского правительства по вопросу Балканского кризиса. Резко отрицательное отношение группы "Алиса" к ракетно-бомбовым ударам по суверенному государству совпадает и с мнением всего российского народа. Так как "Алиса" - российский коллектив, группа полагает недопустимым идти вразрез с мнением и интересами своей страны и в данной ситуации свое присутствие на территории США, виновных в развязывании военного конфликта, могущего привести к третьей мировой войне, считает невозможным.
В июле группа принимает участие в фестевале русского рока на Катуне в Алтае вместе в "Аквариумом", "Чайфом", "Чижом", "АВИА", "Ва-Банком", "Текиладжазззом", "Калиновым мостом", "Крематорием", Славой Бутусовым и алтайскими, томскими, новосибирскими группами. Всего фестиваль продолжался с 6 июля по 10 июля, "Алиса" выступала 7-ого.
В 2000-м году был снят клип на песню "Рождество" с готовящегося к выходу нового альбома группы "Солнцеворот". Премьера клипа состоялась 10 января на канале ОРТ (1-вый канал ТВ). После выхода клипа песня Рождество надолго заняла верхние строчки в чартах.
Вышедший в феврале 2000 года "Солнцеворот" сформулировал обновленную мировоззренческую позицию группы Алиса. Кинчев назвал "Солнцеворот" знаковым альбомом. И самым любимым из числа прочих своих работ на настоящее время.
2 марта 2000 года группа Алиса приняла участие в благотворительном концерте в фонд детского дома- приюта Надтеречного района Чечни. Весной в группе появился новый клавишник Дмитрий "Ослик" Парфенов, принимавший участие в записи "Солнцеворота". До появления в коллективе Ослик играл в составе питерской группы Андрея "Свина" Панова "Автоматические удовлетворители". В марте вышел сборник "Геополитика", записанный в 1998 г. Кинчевым в соавторстве с Александром "Рикошетом" Аксеновым, лидером питерской группы "Объект Насмешек". Подобным образом два монстра питерского рок-андеграунда 80-х дали понять, что они отнюдь не закаменевшие консерваторы, а наоборот -- готовы к эксперименту и самоиронии. Группа открыла прошедший в июне в Москве на аэродроме Тушино рок-фестиваль "Крылья" В Москве (2 декабря) в Горбушке и в Питере (16 декабря) в ДС Юбилейный проходят концерты под названием "ВАШ ВЫБОР", программа которых составлена по итогам голосования на официальном сайте группы. В ноябре выходит сборник "Акустика. Часть 3". В декабре выходит двойной сборник "Энциклопедия Российского Рока - АлисА".
В марте 2001-го года в издательстве "ЭксМо" выходит сборник стихов Кинчева "Солнцеворот". Помимо текстов периода 1984-2000гг. в "Солнцевороте" представлены статьи об АЛИСЕ и фотографии, книга иллюстрирована художником Катей Маньшавиной, автором известной свастики с альбома "Солнцеворот". Май 2001 года - АЛИСА принимает участие в очередном 7 фестивале"МАКСИДРОМ 2001".
С этого года АлисА перестает выступать во время Православных постов. В мае в издательстве "Антао-Леан" выходит сборник "Еще 30 песен". Это - второй том лучших песен АЛИСЫ с аккордами и словами. В июле группа меняет свой логотип - теперь он уже третий по счету за историю группы. Август - группа АЛИСА подписала контракт со студией "СОЮЗ" на издание нового альбома "ТАНЦЕВАТЬ". В августе компанией RMG выпущен сборник песен АЛИСЫ в формате МР3 (161 песня)в двух вариантах - дорогой (двойной) и дешевый (по одному диску).
В сентябре Максимом Масальцевым снимается клип на песню "Веретено" с готовящегося к выходу альбома "Танцевать", а в октябре им же снят и второй клип "Мы держим путь в сторону леса" с этого альбома. В ноябре выходит альбом"Танцевать".
В феврале 2002-го года выходит сборник "Акустика. Часть 4".