История


Виктор Цой и Майк Науменко

   Летом 1981-го года в Ленинграде Виктор Цой, Алексей Рыбин("Рыба") и Олег Валинский создают группу Гарин и гепперболоиды, которую уже осенью принимают в члены ЛенРок - клуба. Валинского вскоре забирают в армию, и он исчезает из далнейшей истории группы. Осень и зима прошли в репетициях, квартирниках, поездках в Москву, и к весне 1982 года, сменив название на Кино, группа садится в студию Дома юного техника Андрея Тропилло, где под руководством ,Бориса Гребенщикова записывает свой первый. В записи, помимо собственно Виктора Цоя и Алексея Рыбина, принимали участие все музыканты Аквариума. Поскольку ударника не было, то группа записывалась под драм-машину.

Вскоре состоялось и первое электрическое выступление на сцене рок-клуба с Михаилом "Фаном" Васильевым и Дюшей Романовым. Все 30-минутное выступление шло нон-стоп под фонограмму драм-машины (по легенде, Кино - первая российская группа использовавшая драм-машину на концерте), а на коду "Когда-то ты был битником..." выскочили из-за кулис с инструментами Б.Г., Майк и Панкер, устроив веселый хепенинг. К лету 1982-го албом был закончен и по длителности записанного материала получил название "45". В него первоначально вошли 14 песен, но из окончательного варианта убрана "Я - асфальт".

   Запись медленно, но верно стала расползаться по стране, о группе заговорили, пошли один за другим квартирники и опять же гастроли в Москве. По осени, взяв напрокат будущего барабанщика Зоопарка, Кино записывает в студии Малого драматического театра у звукорежиссера Андрея Кускова несколько песен, в т.ч. "Весна" и "Последний Герой", впоследствии вошедшие в пластинку "Неизвестные песни Виктора Цоя". Однако, в тот момент запись была забракована, Виктор забрал ленту себе, и распространения она не получила.

   19 февраля проходит электрический концерт Кино в рок-клубе вместе с Аквариумом. Группа выступала в гриме, костюмах с жабо и фальшивыми бриллиантами, исполняя при этом "Электричку", "Троллейбус" и "Алюминиевые огурцы". В основной состав приглашается гитарист Юрий Каспарян, и где-то на горизонте замаячил барабанщик Георгий "Густав" Гурьянов, а по весне из группы уходит Рыбин (Точнее Цой его прогоняет).

Лето уходит на совместные репетиции с Каспаряном, плодом которых стал альбом "46", хотя сделан он был как демо-запись будущего "Начальника Камчатки". Леша Вишня, записавший демо у себя дома, сбросил ее друзьям на пару пленок - и интерес был столь велик, что даже полуфабрикат разошелся моментально. Однако, осенью 1983-го года Цою пришлось залечь на обследование в психиатричку на Пряжке,чтобы закосить от армии. Через полтора не лучших месяца в жизни он получает "белый билет", пишет "Транквилизатор" и в феврале 1984 года женится на Марьяне. Эта свадьба стала эпохальным событием в рок-жизни Ленинграда, потому что о ней вспоминают практически все гости,а их было человек 100,Б.Г.,Майк,Титов, естевственно, все КИНО и др. Весной группа уже с Титовым на басу открывает "Безъядерной зоной" 2-ой Фестиваль рок-клуба и получает лауреатское звание.

   Накопился новый песенный материал, и летом 1984-го года в студии "Антроп" Андрея Тропилло начинает писаться "Начальник Камчатки". К записи приложились: Цой, Каспарян, Титов, Гребенщиков, Курехин, Трощенков,Гаккель. Великое братство питерских музыкантов.

   В марте 1985 года еще одно звание лауреата на 3-м Фестивале рок-клуба, и вскоре садятся опять к Тропилло писать "Ночь". Хотелось записать модную тогда музыку типа Duran Duran, с модными приемами игры, что привело к затягиванию процесса. Альбом никак не получался, и летом Цой с Каспаряном бросили "Ночь" недоделанной и за неделю с небольшим в студии Леши Вишни записали "Это не любовь". Работали под самодельную драм-машинку практически вживую с одной накладкой - голосом. Титов за один день прописал бас-гитару и уехал на гастроли. К осени "Это не любовь" была сведена, и пошла по стране. В январе 1986-го года наконец-то выходит "Ночь". Параллелно растет популярность, и весной на 4-м Фестивале рок-клуба в 1000-м зале ДК "Невский" Кино - уже в "окончательном" составе: Цой, Каспарян, Густав и Игорь Тихомиров на басу - получает диплом за лучшие песни, в том числе за "Хочу перемен" и "Дальше действовать будем мы". Летом все киношники уезжают на съемки фильма "Конец каникул" в Киев. В июне в Москве в ДК МИИТ состоялся совместный концерт московских и питерских групп, где Кино выступило наравне со сверхпопулярным тогда Аквариумом и Алисой. С этими же группами выходит в Америке "Красная волна" - заграничный сборник в который входили 4 группы, первая подобная пластинка в истории русского рока.

Камчатка

По осени Цой поступает работать в "Камчатку" - котельную на Петроградской стороне, ставшую местом паломничества питерских тусовщиков. В ней Рашид Нугманов организует съемки студенческой короткометражки "Йя-хха", там же проходят сьемки фильма "Рок". Осень и зима проходят в Ялте на сьемках "Ассы" Сергея Соловьева. Весна 1987-о года богата событиями концертной жизни: премьерные показы "Ассы" в ДК МЭЛЗ, последнее выступление на фестивале рок - клуба, где получают приз "За творческое совершеннолетие", первый выезд за границу во Францию. В это же время на порто-студии "Яамаха МТ 44" начинают записываться материалы к альбому "Группа Крови".

    Осенью 1987-го года Цой улетает в Алма-Ату к Нугманову на съемки фильма "Игла". В связи с этим Кино практически прекращает концертную деятельность, но доводит до ума "Группу крови", выход которой вместе с "Иглой" породил на следующий год натуральную "киноманию". Начинаются триумфальные гастроли по стране - Кино собирает многотысячные залы и стадионы. 16 ноября в Лужниках во время мемориального концерта Башлачева зрители полностью смели стулья в партере, но, несмотря на мерзкое поведение администрации, Цой достойно доводит выступление до конца. За это Кино на целый год запрещается выступать в Москве. Параллельно с концертнойАвтограф Виктора Цоя продолжается и творческая деятельность. На все той же порто-студии весной записывается черновик, а 21-30 декабря 1988-го и 3-10 января 1989-го годов в студии Валерия Леонтьева - уже окончательный вариант "Звезды по имени Солнце", которую решили попридержать до осени. Летом Цой с Каспаряном ездили в США, а в это время "Игла" выходит на второе место по прокату среди советских фильмов, и Цоя признают лучшим актером года.

Начало 1990-го года проходит в непрерывных гастролях и поездках за рубеж, в том числе в Японию, с которой намечалось широкое сотрудничество. Летом, после изнурительных гастролей, завершившихся 24 июня грандиозным концертом на Большой спортивной арене Лужников, самым крупным в истории группы, и как оказалось, последним. На лето Кино уходит на "каникулы", и Цой с Каспаряном на даче под Юрмалой записывают под акустическую гитару материал для нового альбома.

15-го августа 1990-го года в 12 часов 28 минут Виктор Цой погибает в автокатастрофе. В его крови не был обнаружен алкоголь, по официальной версии он уснул за рулем. От машины не осталось почти ничего, только касетта с записью голоса чудом сохранилась. В октябре-ноябре Каспарян с Тихомировым на студии Видеофильм дописывают инструментальные партии, и к концу года выходит последняя пластинка, записанная группой, - "Черный альбом" (названный так из-за цвета обложки). Позднее, усилиями вдовы Цоя Марьяны, вышел альбом «Неизвестные песни Виктора Цоя» (1992), включавший ранние записи «КИНО», а на протяжении 90-х годов все его творческое наследие было переиздано на компакт-дисках Moroz Records. В 1996 «Отделение Выход» издало совместный концерт Майка Науменко и Виктора Цоя, записанный в Москве в январе 1985.

Сразу после 1990 пути бывших участников «КИНО» разошлись: Гурьянов покинул музыку и занялся живописью; Тихомиров руководил клубом «Polygon», играл с Александром Ляпиным, а летом 1995 стал участником группы «ДДТ»; Каспарян, после периода молчания, вернулся в музыку с инструментальным альбомом «Драконовы ключи» (1996), а позже работал над новыми проектами с бывшим лидером «НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС» Вячеславом Бутусовым.

Алексей Рыбин после ухода из «КИНО» вновь начал играть в 1995, организовав группу «ОАЗИС Ю», в которой принимали участие экс-басист «ЗООПАРКА» Наиль Кадыров, а также Сергей Курехин и Михаил «Фан» Васильев из «АКВАРИУМА» и «ТРИЛИСТНИКА». Они издали два альбома современного рока «Воспитание детей красотой подводной жизни» (1995) и «Спорт обречен» (1996). В 1997 Рыбин вместе с Алексеем Раценом (экс-«ТЕЛЕВИЗОР», «АКВАРИУМ», «ТУРЕЦКИЙ ЧАЙ») подготовил альбом «Асфальт» с кавер-версиями песен раннего «КИНО».

Кино занимает первые места во всех хит-парадах, стены всей страны исписаны словами "Кино" и "Цой-жив", но история группы окончена, остались красивая легенда о "последнем герое" - Викторе Цое, остались его песни и фильмы. Помимо «Ассы» и «Иглы» Виктора Цоя и группу «КИНО» можно видеть в фильмах «Конец каникул» (1986), «Йях-ха» (1986), «Город» (1987), «Рок» (1988). Цой не умер, он жив в своих песнях, и новые и новые поколения будут помнить его, потому что его музыка вечна.

Назад
В начало
Hosted by uCoz