История


Борис ГребенщековГруппа «Аквариум» - крупное явление отечественного рока, органично сочетающее имиджево-концептуальную, литературно-поэтическую и собственно музыкальную составляющую. Вряд ли будет натяжкой сказать, что в ряду отечественных рок-коллективов 80-х (как, впрочем, и 90-х) годов именно «Аквариум» выделялся своей исключительной музыкальностью, вниманием к качеству звуковой ткани, стремлением к расширению инструментария и арсенала выразительных средств, использованию необычных студийных эффектов, смелыми и яркими экспериментами с самыми разными стилями (рок-н-ролл, блюз, панк, регги, "новая волна", рок-авангард, джаз, шансон, русский и кельтский фольклор, музыка стран Азии и Африки...), сумев при при всех стилевых "зигзагах" сохранить свое собственное, абсолютно узнаваемое лицо. Несмотря на то, что дотошные рок-критики неоднократно обвиняли лидера «Аквариум», харизматичного фронтмена Бориса Борисовича Гребенщикова в прямом "цитировании" западных рок-источников, не вызывает сомнений, что именно руководимый им коллектив сыграл огромную роль в поднятии отечественного рок-музицирования на качественно новый уровень. Кроме того, как отмечают исследователи, деятельность «Аквариума» в начале 80-х "послужила катализатором процесса консолидации ведущих творческих сил разобщенного самодеятельного рок-движения" (А. Бурлака), что также должно быть включено в перечень заслуг этой группы, которая до сих пор плодотворно работает и продолжает оставаться объектом пристального внимания широкой слушательской аудитории, в том числе нового поколения. В качестве даты основания группы обычно называют июль 1972 года. Два друга детства, студент Факультета прикладной математики Ленинградского Университета Борис Гребенщиков (род. 27 ноября 1953 г.) и начинающий драматург Анатолий «Джордж» Гуницкий, а также сложившаяся вокруг них компания молодых единомышленников ставили свои первые творческие опыты, диапазон которых простирался от увлечения рок-н-роллом (в начале были «Битлз») до экспериментальных театральных постановок и изучения восточной философии. В это содружество в течение нескольких последующих лет влились Михаил «Фан» Фанштейн (Васильев) (бас), Андрей Романов (флейта, гитара, фп.), Всеволод Гаккель (виолончель), Александр Александров (фагот, студент Консерватории), тогда как Джордж через некоторое время ушел, выбрав литературу и театр (тем не менее, его тексты продолжают использоваться БГ и далее).

Деятельность группы в 70-е годы сегодня воспринимается как своеобразная «легенда», так как альбомы «Искушение Святого Аквариума» (1973, куда вошла одна из первых известных песен А. «Мочалкин блюз»), «Притчи графа Диффузора» (1974) и «С той стороны зеркального стекла» (1976), существовавшие в единичных копиях, долгое время являлись сверхраритетами (только в 2000 году они были отреставрированы и переизданы в серии «Доисторический Аквариум»); альбом «Менуэт землевладельцу» (1973), вероятно, безвозвратно утерян. О том, что группа в то время находилась под сильным воздействием психоделической эстетики и квазивосточного мистицизма, можно было судить в основном по воспоминаниям современников и самих участников группы. Долгое время вне широкого доступа находился и альбом «Все братья – сестры» (1978 – 1996), записанный Гребенщиковым совместно с Майком Науменко весьма экспериментаторским образом (в открытом поле под Питером). Коллектив быстро вызвал интерес в среде питерских поклонников рока, а также постепенно увеличивал свою аудиторию за счет гастролей по городам тогда еще СССР. В конце 70-х произошел поворот к стилистике панка и «новой волны» с элементами регги, более «сырому», резкому звучанию (выступление на рок-фестивале в Черноголовке, ноябрь 1979).

«Легендарный» период заканчивается весной 1980 года, когда «Аквариум» выступил на знаменитом фестивале «Тбилиси-80» (запротоколированном на видеопленку). Их хулиганское панк-шоу вызвало негативную реакцию жюри, углядевшего в нем не больше не меньше, как пропаганду гомосексуализма. Вернувшегося в Ленинград Гребенщикова сняли с работы в НИИ. Однако уже на следующий год группа вступила в недавно созданный Ленинградский рок-клуб, регулярно и успешно участвуя в его фестивалях. С 1981 года «Аквариум» приступает к полупрофессиональным записям на студии Андрея Тропилло; с этого момента альбомы группы обретают все больший резонанс. Структура группы в первой половине 80-х остается по-прежнему открытой: в нее приходят заинтересованные музыканты, работающие в различных направлениях (от панка, рок-н-ролла, блюза и джаза до «классики» и авангарда – пианист и аранжировщик Сергей Курехин, гитарист Александр Ляпин, саксофонист Игорь Бутман, басист Александр Титов, барабанщик Петр Трощенков и др.), в результате чего каждый альбом обретает свою неповторимую стилистическую окраску и колорит. «Синий альбом» (с песнями «Железнодорожная вода», «Чай», «Электрический пес»), «Треугольник» («Корнелий Шнапс», «Старик Козлодоев», «Сергей Ильич»), «Электричество» («Кусок жизни», «Марина», «Герой», «Вавилон») отражают поиск «Аквариума», осваивающего бескрайнюю сокровищницу мировой рок-музыки, запечатлевают его своеобразный сюрно-абсурдистский юмор, эксперименты со звуком и стилем (первые из двух перечисленных альбомов - полуакустические, третий демонстрирует возвращение к электрическому звучанию). Постепенно группа, несмотря на отсутствие в песнях прямого социального посыла, обретает статус одного из лидеров молодежного движения.

Альбомы 1982 года «Табу» (с песнями «Береги свой хой», «Игра наверняка») и «Акустика» («Нам всем будет лучше», «Иванов», «Держатся корней», «Моей звезде», «10 стрел») – по-настоящему зрелые работы, отразившие созерцательно-романтическое, с эзотерическим привкусом мироощущение «сыновей молчаливых дней». В альбом «Радио Африка» (1983) вошла знаменитая «Рок-н-ролл мертв», которой БГ позиционировал себя как едва ли не «последнего героя» этого самого рок-н-ролла. Саунд (не в последняя очередь благодаря Курехину) обогащается тембрами клавишных, электронной перкуссии; в интонационной сфере сказывается воздействие городского романса. Исключительной музыкальностью и поэтичностью, богатством аранжировок, интересными студийными находками отличается альбом «День Серебра» (1983; с его галереей прекрасных философских песен – «Сидя на красивом холме», «Иван Бодхидхарма», «Дело мастера Бо», «Небо становится ближе», «Пока не начался джаз»…), записанный со скрипачом Александром Куссулем. После непродолжительного периода «полураспада» (все участники занимаются сольными проектами) начинается новый этап в истории «Аквариума» (Гребенщиков – гитара, вокал, Гаккель – виолончель, вокал, Васильев – бас, Романов – флейта, вокал, клавишные, гитара, Титов – бас, Куссуль – скрипка), ознаменованный «официальным» признанием заслуг группы. Эзотерико-элегическую линию альбома «День серебра» продолжает диск «Дети Декабря» (1985; хиты: «Хозяин», «Судья», «Я – змея»). Пластинки выпускаются на «Мелодии», следуют продолжительные гастроли по стране; в 1986 году в США выходит двойной сборник «Красная жара», одна из сторон которого была отдана «Аквариуму».

Концертный альбом «Десять стрел» (1986) и студийный «Равноденствие» (1987) показали тенденцию к дальнейшей «психоделизации» мышления. В 1987 выходит саундтрек к культовому фильму «Асса», киностезю продолжает «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» (1990), куда вошла хрестоматийная «Поезд в огне». Всенародный успех и коммерческая удача подвигают БГ к тому, чтобы попробовать «закрепиться» на мировом уровне. Англоязычные альбомы «Radio Silence» (1989) и «Radio London» (1990) записываются в США и Британии соответственно, на высококлассных студиях, с опытными зарубежными музыкантами. Однако признания они не получают и в России воспринимаются прохладно. С 90-го года, вернувшись в Россию, Гребенщиков работает со своими старыми коллегами А. Фанштейном, А. Романовым и П. Трощенковым (образовавшим в то время группу «Трилистник»). Вероятно, ностальгия заставляет Гребенщикова записать «Русский альбом» (1991; «Волки и вороны», «Государыня», «Никита Рязанский» и др.) с участием С. Щуракова - аккордеон, мандолина; О. Сакмарова - гобой, флейта, А. Решетина - виолина и других музыкантов. Однако в марте 1991 года «Аквариум» вновь распускается и на его месте возникает концертный «БГ-Бэнд», с которым Гребенщиков ездит по всей России, в том числе, выступает в Соловецком монастыре. В 1993 году возвращается в оборот название «Аквариум». Выходит альбом лучших записей «Библиотека Вавилона».

Великолепный в своей отточенности и филигранности новый диск «Любимые песни Рамзеса IV» (1993) записывается с вернувшимся басистом А. Титовым, прекрасным гитаристом А. Зубаревым и барабанщиком А. Раценом («Телевизор»). Однако, как отмечают исследователи, в этот период «Аквариум» все-таки больше напоминает сольную группу БГ – так много зависит от его единовластных художественных решений, тогда как раньше творчество было в полной мере коллективным. Сольно БГ записывает в этот период два альбома: «Песни А. Вертинского» (1994) и «Чубчик» («кавер-версии» городских песен, 1996). В середине – второй половине 90-х «Аквариум» остается одним из немногих действующих коллективов из числа «ветеранов». Каждый года выпускаются достойные альбомы. Русскую тему продолжает «Кострома Mon Amour» (1994). Философичные и уравновешенные «Навигатор» (1995), «Снежный лев» (1996), «Гиперборея» (1997) поддерживаются крупными турами.

Несмотря на то, Гребенщиков уже давно добровольно снял с себя титул «героя рок-н-ролла» и на новом уровне вернулся к своей иносказательно-психоделической манере, он продолжает оставаться одной из «знаковых» фигур отечественного рока. В то же время Гребенщиков продолжает сотрудничать с различными российскими и зарубежными музыкантами, экспериментировать с этнической музыкой разных народов, электроникой («БГ + «Deadушки», 1998). Русскоязычный альбом «Лилит» (1997) записывается с музыкантами Боба Дилана, выходит альбом тибетских мантр «Прибежище» (1998). В 1999 году Борис обращается к традиции авторской песни, записывая «Песни Булата Окуджавы». Выходят сборники его литературно-поэтических сочинений.

Как композитор БГ работает для театра ("Кухня" О. Меньшикова, 2000). Прогрессивный «Аквариум» выпускает мультимедийные и интернет-альбомы («Молитва и пост», 1998, и др.) В конце 90-х векторы творческих устремлений музыкантов «Аквариум» вновь расходятся в разные стороны (Романов и Фанштейн продолжают играть в «Трилистнике», который распускается со смертью Дюши летом 2000 года; Гаккель и Щураков формируют "Вермишель Оркестра"). Однако в январе 1999 года «Аквариум» вновь реинкарнируется (в составе: БГ - гитара, вокал; О. Сакмаров - духовые, клавишные; Б. Рубекин - клавишные; В. Кудрявцев - бас; А. Потапкин - ударные; О. Шептунов - перкуссия), едет по стране с туром «Электрический пес» и выпускает альбом «Пси» (1999), более электронным по саунду, чем предыдущие работы. Группа продолжает активно концертировать, радуя своих поклонников обилием новых песен, а также переизданиями старых работ. Летом 2001 года группа совершила большой тур под названием VOLGA.RU.

В 2002-м году группа снимает клип на песню "Брод", со своего альбома "Сестра хаос", который не заставляет себя ждать. На сегодна альбом "Сестра хаос" - последний альбом Аквариума.




Назад
В начало
Hosted by uCoz